Рождественский — пост первый многодневный пост церковного года. Этот пост является преуготовлением к празднику Рождества Христова. Пост называют Филипповым, так как накануне совершается память апостола Филиппа (27 ноября), особенно строго в отношении пищи является период предпразднства; он начинается за пять дней до Рождества: в эти дни даже в субботу и воскресение из трапезы исключена рыба.Кроме телесного воздержания Церковь помогает подготовиться к встрече Рождества с помощью гимнографии. Начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) в богослужении начинает звучать рождественская тема. Первые свидетельства о Рождественском посте относят к IV — V векам. До IV века Рождество и Крещение Господни были единым праздником Богоявления, перед которым был однодневный пост. Когда Рождество и Крещение Господни стали отдельными праздниками, краткий пост перед Богоявлением остался (Крещенский сочельник), а Рождеству Христову стал предшествовать многодневный пост. Выдающийся православный проповедник, архипастырь , церковный писатель митрополит Антоний Сурожский писал: «Пост не означает, что нужно ещё настойчивее, чем обычно попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к причастию чаще, обычного. Пост — это время, когда мы должны стать перед лицом суда Божия, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает , что перед каждым причащением, мы должны примириться с теми, с кем мы были в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям, — и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Наступает время поста и собранности, которое приведёт нас и поставит лицом к лицу перед Богом.»